Прямые расчеты жителей с ресурсоснабжающими организациями: ЗА и ПРОТИВ

Опубликовано кем: Администратор в рубрике Страна | Оставить комментарий

635035351419876119[1]

Вопрос о возможности и целесообразности перехода на прямые расчеты между ресурсоснабжающими организациями и непосредственно потребителями услуг – жителями, поднимался давно и не однократно.

Мысль о том, чтобы исключить из цепочки расчетов управляющую компанию появляется в связи с тем, что коммунальные коммерсанты неоднократно были замечены в том, что деньги с жильцов за воду, газ, электричество и тепло они собирают, но до самих водоканалов и тепловых компаний они доходят со значительным запозданием или не доходят вообще. Здесь показателен пример недавнего народного восстания в микрорайоне Птицефабрика, где жители были вынуждены выйти на улицу, так как узнали, что управляющая компания собрала с них 46 миллионов рублей за воду, тепло и свет, и просто не перечислила их ресурсоснабжающим организациям. В результате жители микрорайона всю зиму натурально мерзли в своих квартирах, не получая оплаченную ими услугу. Поэтому вопрос о том, что деньги не доходят до ресурсников, тоже является весьма актуальным.

Например, заходим на сайт Арбитражного суда и смотрим исковые заявления ресурников. МУП «Екатеринбургэнерго» требует взыскать с УК «РЭМП УЖСК», обслуживающей дома на Вторчермете, в 32-ом военном городке, на Южной подстанции и часть домов на Ботанике, задолженность за отпущенную в период с января 2013 г. по май 2013 г. тепловую энергию в размере 146 505 010 руб. 32 коп. (дело № А60-24609/2013). Вы только представьте – сто сорок шесть с половиной миллионов рублей (!!!). Причем, суд первой инстанции, рассмотрев иск, постановил взыскать с управляющей компании 128 178 969 рублей! Также в суд на управляющую компанию за взысканием денег подавал другой поставщик тепла «Юг-Энергосервис» и городской «Водоканал» Екатеринбурга.

Управляющая компания «Нижнеисетская» управляет жилым фондом на Химмаше, по количеству квадратных метров он в два раза меньше, чем у «РЭМП УЖСК». В рамках арбитражного дела № А60-20680/2013 тот же МУП «Екатеринбургэнерго» взыскал с химмашевской управляющей компании 92 647 565 руб. 41 коп.

С Управляющей компании «Чкаловская» (район Автовокзал/Южная, часть Ботаники, Шинный, Уктус и Сосновый Бор) поставщик тепла «Юг-Энергосервис» взыскивает 15 862 770 руб. 62 коп., а ЕМУП «Водоканал» – 7 914 455 руб. 11 коп.

Согласитесь – суммы астрономические. Они берутся из наших с Вами карманов и должны, по закону, сразу быть переведены на счет ресурсников. На практике же управляющие компании тянут до последнего с расчетами. Понятно, что им это очень выгодно. Деньги можно крутить, пока ресурсник пойдет в суд, потом первая инстанция, потом апелляция. Итого: деньги зависают у управляющей компании на полгода-год. За это время их можно пустить в оборот и заработать десятки миллионов.

Казалось бы, в такой ситуации ресурсникам, регулярно жалующимся на долги управляющих компаний, самим должно быть выгодно инициировать переход на прямые расчеты с жителями. И для этого у них есть все необходимые юридические механизмы. И единичные случаи у нас в регионе имеют место. Например, переход на прямые расчеты в городе Артемовский, где поставщик тепла «Облкоммунэнерго» рапортовал о росте собираемости с 30% до 93% в связи с таким шагом. Отчего же в других городах, в первую очередь в Екатеринбурге, ресурсники не идут на такие, казалось бы, выгодные им шаги?

Ответ лежит в нашем противоречивом законодательстве. На сегодня ведь не только сбор денег, но и вся ответственность лежит на управляющих компаниях. Например, ответственность за качество поставляемого жителям ресурса. Через наши дырявые трубы до кранов в квартирах часто доходит поостывшая горячая вода, а до батарей – несоответствующее нормативам тепло. Наказание за это, по действующим законам, должна нести управляющая компания, хотя, объективно, на температуру отопления или горячей воды повлиять не могут никак. Также управляющие компании занимаются сбором платежей с жителей, в том числе и платежей для ресурсников. Это не только выставление квитанций через ЕРЦ, но и работа с должниками. Для прямых расчетов ресурсникам придется создавать с нуля систему сборов платежей, а ведь затраты на нее в тарифах не учитываются. Вот и получается, что, с одной стороны ресурсники жалуются на беспредел управляющих компаний, а, с другой, продолжают настаивать на работе с жителями через них. И настаивают настолько, что, даже если управляющая компания сама хочет выскочить из данной цепочки, отказываются ее оттуда выпускать. Свежий пример – история «развода» СТК и УК «Стандарт» в Ленинском районе. «Стандарт» заявил, что выходит из цепочки расчетов между ресурсниками и жителями. А СТК говорит, что «…согласования перехода на прямые расчеты с теплоснабжающей компанией не было. Схема, предложенная УК «Стандарт», не является прямыми расчетами с точки зрения жилищного законодательства РФ».

Однако, данный пример говорит и об обратном. Периодически и управляющие компании говорят о необходимости прямых расчетов. Дескать, всем от этого будет только лучше. «В пресс-службе УК «Стандарт» нам пояснили, что такое решение было принято для повышения прозрачности расчетов с населением, так как теперь люди смогут четко отслеживать средства, которые уходят напрямую поставщику тепла. В то же время сейчас возможно будет оптимизировать расходы компании на финансового оператора, который занимается обсчетом квитанций за ЖКУ, а значит, сэкономленные средства будут направлены на содержание жилья».

Звучит весьма жизнеутверждающе. И ведь действительно, кажется, что управляющим компаниям должен быть выгоден переход на прямые расчеты, особенно после вступления в силу в прошлом году Постановления Правительства РФ №344. Того самого, которое победило злосчастное «общедомовое потребление». Сегодня платежи за ОДН, которые выставляются жителям, не могут превышать действующего норматива. Но ведь ресурсоснабжающие организации свой ресурс отгружают по счетчикам. А если фактическое потребление в доме было больше, чем норматив, то платит кто? Правильно – управляющая компания. А это для нее прямые убытки, которые, к тому же, не особо понятно, как списывать с точки зрения бухгалтерии. Ну и ради чего управляющим компаниям терпеть такие убытки. Получается, что ради возможности и дальше прокручивать деньги поставщиков, и иметь таким образом источник «левых» доходов, о чем я писал уже выше. Круг замкнулся! Одни несут необоснованные убытки, но терпят их ради возможности воровать. Вторые мучаются выбивать свои деньги, но терпят это ради возможности повесить свои расходы на других. Вот такая получается порочная система.

А теперь зададим главный вопрос, с которого начиналась эта статья и который волнует обращающихся ко мне членов советов домов. Что такое прямые расчеты для поставщика примерно понятно. Что такое прямые расчеты для управляющих компаний – тоже. А вот, что такое прямые расчеты для нас с Вами, простых жителей города Екатеринбурга? Ведь по закону жители сами могут инициировать такой переход, не дожидаясь, когда ресурсникам и управляшкам надоест играть в игру «кто кого ограбит».

К сожалению, стоит констатировать, что в сегодняшней ситуации жители будут самыми главными пострадавшими, если переход на прямые расчеты полностью случится. Начнем с того, что те же ограничения по «общедомовке», установленные 344-ым Постановлением, действуют только в условиях расчетов через управляющую компанию. При прямых расчетах никаких ограничений по начислениям здесь нет. Это значит, что в домах, где год-два назад была высокая «общедомовка», история может повториться. И только новым домам, где в большинстве квартир установлены приборы учета, такая угроза не страшна.

Кроме того, ни для кого не секрет, что ресурсники имеют просто такие неуемные аппетиты. Практика показывает, что ресурсники часто выставляют управляющим компаниям завышенные счета за потребление. Тут в дело вступают бухгалтеры, юристы и технические специалисты, идет сторнирование, в результате чего, как показывает практика, счета по согласованию сторон уменьшаются примерно на 20-30%. В случае прямых расчетов заниматься сверками цифр и сторнированием смогут только дома, в которых есть активные и опытные советы домов.

Таким образом, делаем вывод о том, что наиболее негативные последствия перехода на прямые расчеты с поставщиками ресурсов могут наступить как раз для потребителей услуг. Переход на прямые расчеты может быть выгоден лишь относительно новым домам, с высокой степенью оприборивания, в которых, к тому же, есть активный совет дома, в состав которого входят специалисты, умеющие и готовые регулярно отбивать аппетиты ресурсников. Вот только таких домов в Екатеринбурге очень мало, да и проще, при совпадении всех этих факторов, создать в них ТСЖ, а не лезть в изощренные схемы по переходу на прямые расчеты.

Статья написана в конце 2014 года, жителем Екатеринбурга.

От себя

Первоначально планировалось, что закон вступит в силу уже с начала 2016 года, но сроки принятия данного законопроекта переносились уже несколько раз, вероятно из-за постоянных доработок, в связи с чем, думается что он так и выйдет «сырым», т.к. наши законотворцы не сильно заморачиваются на проблемы простых смертных, а большинство простых смертных, в свою очередь, узнают о таких законопроектах, когда те уже оборачиваются для них финансовыми потерями..

Кому всё же интересно, могут «собственноклавишно» понаблюдать и даже поучаствовать в данном законопроекте. Не факт конечно, что от этого участия что-то изменится, но всё же..

Мнение Первого канала на данный законопроект:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + три =